С. Таскаев
Симпозиум по бор-нейтронозахватной терапии

Одновременно с 5-й международной конференцией по открытым магнитным системам для удержания плазмы с 7 по 9 июля прошел Симпозиум по бор-нейтронозахватной терапии.

Мы организовали это новое мероприятие по двум основным причинам. Первая √ сооружение в ИЯФе в настоящее время пилотного варианта компактного и недорогого ускорительного источника нейтронов, насущно необходимого для широкого внедрения бор-нейтронозахватной терапии в клиническую практику. Второй причиной можно назвать необходимость обменяться знаниями и скоординировать усилия разрозненных групп исследователей в России, занимающихся этой тематикой и часто поддерживаемых Международным научно-техническим центром.

Несмотря на то, что решение о проведении этого Симпозиума было принято за месяц до его начала и сроки его проведения совпали со сроками ряда ускорительных конференций, финансовая поддержка МНТЦ позволила пригласить представителей почти всех групп российских исследователей и сделать программу Симпозиума разнообразной и насыщенной. В первый день симпозиума прошла сессия МНТЦ, на которой Э.П.Кругляков, И.А.Кооп, П.В.Логачев, М.А.Тиунов (от команды В.Л.Ауслендера), А.А.Иванов и Г.Н.Малышкин (Снежинск) доложили о результатах выполненных или текущих проектов МНТЦ. Так, Геннадий Нифодиевич Малышкин в своем выступлении представил результаты разработки системы планирования процесса облучения для Снежинского Центра нейтронной терапии, который функционирует с 1999 года и в котором уже более 300 пациентов по направлению Челябинского онкологического центра прошли курс нейтронной терапии. Этот Центр был создан на базе нейтронного генератора 14-ти Мэв-ных нейтронов, получающихся при сбросе дейтериевого пучка на тритиевую мишень, и является ярким примером конверсии военной тематики.

Конечно, в программе Симпозиума было много докладов ияфовских участников, отражающих текущее состояние дел по сооружению ускорительного источника нейтронов, но и исследования по этой тематике, ведущиеся в России, были отражены достаточно полно. Из наиболее интересных сообщений приезжих можно отметить следующие.

Во-первых, это выступление Тору Кобаяси, заместителя директора Института реакторных исследований университета Киото (Япония) и советника Общества нейтронной терапии по вопросам реакторных и ускорительных источников нейтронов. В своем выступлении профессор Кобаяси, напомнив принципы терапии и историю ее реализации на реакторах, подробно остановился на разрабатываемых ускорительных источниках нейтронов и выразил надежду, что следующее поколение установок для БНЗТ будет создано на основе компактных ускорителей.

В. В. Каныгин из Нейрохирургического центра Железнодорожной клинической больницы познакомил слушателей с современным состоянием диагностики и лечения глиобластом мозга. Он указал, что ежегодная встречаемость первичных внутричерепных опухолей составляет величину 100 на миллион жителей, и средняя продолжительность жизни больных без лечения не превосходит 4 месяцев. Методы лечения основаны на том, что чем злокачественнее опухоль, тем примитивнее ее клетки и тем активнее в них обмен веществ. Бурное развитие нейрохирургии в последние десятилетия, сопровождавшееся кардинальным улучшением сроков и качества диагностики, не привело, однако, к существенному изменению прогноза у больных глиомами. Летальность в этой группе пациентов остается очень высокой, а результаты лечения неудовлетворительными. Современная стратегия при злокачественных глиомах основана на междисциплинарном подходе и включает комбинацию хирургического вмешательства, лучевой и лекарственной терапии. При этом на сегодняшний день ведущая роль принадлежит малотравматичному хирургическому методу. В заключении своего выступления он особо подчеркнул необходимость как можно более быстрого внедрения бор-нейтронозахватной терапии, поскольку только она действительно позволит лечить глиобластомы. В нашем сообществе такие выступления не часты, так что было задано много вопросов к докладчику, на которые Владимир Владимирович давал ясные и исчерпывающие ответы. Интерес дошел до такой степени, что на следующий день Тору Кобаяси посетил Нейрохирургический центр, где высоко оценил качество и разнообразие используемого оборудования; он заметил, что, надо думать, Япония не такая богатая страна как Россия, поскольку в клиниках Японии используется собственное оборудование, а не американское.

Наши коллеги из Обнинского Физико-энергетического института (в котором, кстати, ровно 50 лет тому назад заработала первая в мире атомная электростанция) Виктор Николаевич Кононов и Олег Евгеньевич Кононов представили сообщения про ускорительные источники нейтронов для медицины вообще и для БНЗТ в частности. Ими были уточнены выходы нейтронов из наиболее перспективных для медицинского применения ядерных реакций, для чего проводились измерения дифференциального выхода нейтронов из толстых мишеней на ионных пучках ускорителя Ван-де-Граафа ЭГ-2,5. Также ими была представлена улучшенная система формирования пучка эпитепловых нейтронов для БНЗТ, в которой в качестве замедлителя используются MgF2 и политетрафторэтилен.

И. А. Гулидов, заведующий Отделением дистанционной лучевой терапии Медицинского радиологического научного центра, Обнинск, сменивший недавно на этом посту приезжавшего к нам 4 года тому назад профессора Мардынского Юрия Станиславовича, в своем выступлении, закрывающем конференцию, подробно описал опыт, приобретенный в терапии быстрыми нейтронами, и первые шаги в нейтронозахватной. Также он очертил пути возможного развития нейтронозахватной терапии в Обнинске в ближайшее время, для чего, с его точки зрения, имеются хорошие предпосылки в виде опыта в МРНЦ, реактора в химическом институте и ускорителя КГ-2,5 в ФЭИ.

Безусловно интересные доклады прислали из Москвы, где уже 10 лет сотрудниками Института биофизики и Онкологического центра ведутся клинические исследования по нейтронозахватной терапии на реакторе Московского инженерно-физического института. Так, ими вылечено уже достаточно много собак, и в настоящее время они реконструируют помещения реактора для лечения людей.

В заключение я хотел бы поблагодарить всех тех, кто участвовал в работе симпозиума, и кто содействовал его проведению. Так, не было никаких проблем ни с программным обеспечением, ни с транспортом, ни с питанием. И мне кажется, что все прошло отлично.